Мои статьи / Школы и лицеи с углубленным изучением математики


Галкин Руслан Александрович

Школы и лицеи с углубленным изучением математики

            Я, как репетитор по математике, в последнее время наблюдаю очень серьезный рост интереса к школам, лицеям и гимназиям с углубленным изучением математики со стороны ответственных родителей. Что-то начало изменяться в общественном сознании, если спрос начал дрейфовать от «натаскайте меня к ЕГЭ за полгода» до «помогите подготовиться в 7 класс достойной школы». Это не может не радовать.

            На глазах происходит очень серьезное расслоение учебных заведений на серьезные школы с репутаций и рейтингом и «просто чтобы аттестат получить». Качество преподавания последних просто неумолимо «летит в пол». Если 10 – 15 лет назад лицей с углубленным изучением математики был «фишкой» продвинутых родителей, способом дать ребенку дополнительные конкурентные преимущества, то теперь это становится просто насущной необходимостью, единственной возможностью дать просто качественное образование. И происходит это за счет того, что обычные школы перестают учить вообще чему-либо.

            При этом, уровень требований и качество преподавания в серьезных школах за последние годы ощутимо выросли. Конечно, очень многое зависит непосредственно от личности учителя. И в хороших школах попадаются неудачные учителя. Однако в школах массовых становится совсем нечего ловить. И это касается не только бесплатных районных школ. Легенды ходят про дорогущие платные школы, из которых ученики выходят просто с нулевыми знаниями.

            Самое интересное, что процесс обучения идет очень бурно, домашние задания задаются, контрольные проводятся, однако на выходе – ноль. В классе по пять человек, все с «пятерками», но при переводе в другую школу вдруг выясняется, что ребенок совсем ничего не знает.

            Происходит заметное расслоение. «Имеющему дано будет и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». В целом, это тоже позитивный процесс. Однако вопрос о выборе качественной школы  встает перед ответственными родителями с особой остротой.

            Проявляется все это в ощутимо выросших конкурсах при поступлении в хорошие школы. Например, сейчас (в апреле 2016), когда я пишу эти строки, мне сообщили, что в Лицей информационных технологий (ЛИТ, 1533) при планируемом наборе 60 человек уже подано 1200 заявлений.

            Что бы я дальше ни писал о критериях выбора хорошей школы, главным остается все же удобство ее расположения. Школа – это каждый день и рано утром. И добавлять к очень серьезным учебным нагрузкам еще полтора часа дороги – это совсем неразумно. Сам я живу в ЮЗАО, поэтому в списке школ и лицеев, с которыми я так или иначе имел дело и которые могу как-то отрекомендовать будут преимущественно учебные заведения Запада и Юго-Запада Москвы. 

Лицей «Вторая школа» (ул. Фотиевой, 18),  

Лицей Информационных Технологий (ЛИТ1533 (Ломоносовский пр-кт, 16),

Гимназия 1534 (ул. Кедрова, 11),  

• Гимназия 1543 (ул. 26 Бакинских комиссаров, 3 к 5), 

Лицей № 1535 (ул. Усачева, 50), 

Гимназия № 45 (ул. Гримау, 8),  

Гимназия 1567 (Кутузовский проезд 10)

• Гимназия 1514 (ул. Крупской, 12),

• Лицей 1523 при МИФИ (Кленовый бульвар, 21),

школа 179 (ул. Большая Дмитровка, 5/6, стр. 7),

• Лицей «Интеллектуал» (ул. Кременчугская, 13),  

Курчатовская школа №2077 (школа №1189 им. Курчатова, ул. Маршала Василевского д.9/1)

• Лицей 1547 (ул. Белореченская, 47 к 1),

• Физмат школа 2007 (ул. Горчакова, 9 к 1) и многие другие.

            Выбирая репетитора для подготовки в математические школы и лицеи полезно знать следующее. Не зависимо от специфики конкретного учебного заведения, подготовка имеет два сильно отличающихся направления.

1. Задания, выясняющие общий уровень математической подготовки.

2. Решение различных задач на смекалку, логику, олимпиадных, нестандартных задач. 

1. Задания, выясняющие общий уровень математической подготовки. Это «нормальная» школьная математика. Конечно, задания отличаются по сложности от того, что можно увидеть в учебнике математики. Однако никаких дополнительных знаний, кроме того, что должны давать в школе, от ученика не требуется.

            Подготовка по этому направлению – это освоение школьной программы на уровне «5+». При этом репетитор должен проработать с учеником максимально широкий спектр различных формулировок заданий. Например, задание  из варианта для поступления в 8 класс лицей 1523 при МИФИ:

Решить уравнение:

(х – 2)(х + 3) + (х – 2)(2х + 1) = (2 – х).

Решить это уравнение привычным для семиклассника способом нельзя. Те, кто успешно раскроет скобки, действуя по шаблону, получит полное квадратное уравнение, которое семиклассники еще не умеют решать. Правильный путь – не раскрывая скобок перенести все в левую часть и вынести общий множитель за скобки.

(х – 2)(х + 3) + (х – 2)(2х + 1) – (2 – х) = 0

(х – 2)(х + 3) + (х – 2)(2х + 1) + (х – 2) = 0.

(х – 2)((х + 3) + (2х + 1) + 1) = 0

(х – 2)(х + 3 + 2х + 1 + 1) = 0.

(х – 2)(3х + 5) = 0

После чего квадратное уравнение распадется на два линейных.

х – 2 = 0   или   3х + 5 = 0.

Оба легко решается.

х = 2        или   х   = – 5/3

            Каждое из этих действий семиклассник должен уметь делать. Непривычно все это свести воедино при решении обычного линейного уравнения. Задачей репетитора является – прорешать как можно больше уравнений с различными тактическими ходами решений, чтобы ребенок не был застигнут врасплох.

2. Второе направление подготовки – это решение различных задач на смекалку, логику, олимпиадных, нестандартных задач. Это можно считать отдельной дисциплиной. Ибо от классической, традиционной школьной математики эти задачи отличаются и по теме исследования, и по классу изучаемых объектов, и, следовательно, по стратегии и приемам решения.

            Разновидностей таких задач великое множество, однако, и они поддаются определенной классификации (задачи на переливание, на принцип Дирихле, на разрезание фигур, на свойства чисел, делимость и т. п.). Главной особенностью этих заданий является их абсолютная непривычность для рядового школьника. Можно сказать, что это отдельная дисциплина со своим жанровым многообразием.

            При подготовке к такому экзамену очень важно, насколько у репетитора подготовлен банк задач и отлажена методика обучения. Ибо предстоит прорешать с ребенком огромный массив очень разнообразных и непривычных задач.

            Кстати, очень немногие репетиторы берутся за обучение решению нестандартных и олимпиадных задач. Процесс это хлопотный, кропотливый, требующий подготовки к каждому занятию. Не говоря уж о том, что многие просто не умеют решать такие задачи, оставаясь при этом очень хорошими преподавателями «обычной» математики. Это не вопрос квалификации, а вопрос широты специализации.

            Проверка знаний по этим двум направлениям довольно часто разнесена на два отдельных вступительных испытания, разнесенных по времени. Как, например, в лицее «Вторая школа».

            Математика письменная – это тестирование общей математической подготовки ученика, не только его знаний, но и понимания логики задач, сути математических явлений. Кроме того, от поступающего требуется высокий уровень самоорганизации, внимания и аккуратности выполнения заданий. Вариант большой 15 – 18 задач, времени мало. Каждая задача, не очень сложная, но для ее успешного решения требуется хорошее понимание существа вопроса и четкость выполнения операций.

Примеры:

1. Разделите 111222333 на 111 без калькулятора

Когда вы последний раз в столбик делили? Причем с появлением нулей в частном в правильный момент и в нужном месте?

2. 2 робота за 2 дня собирают 2 компьютера. Сколько компьютеров соберут 6 роботов за 6 дней?

Для решения этой задачи надо хорошо понимать, что такое производительность, то есть скорость выполнения работы.

3. Сначала молоко продавали в пакетах 1 кг по 24 рубля. А потом стали продавать в пакетах 800 г по 24 руб. На сколько процентов выросла цена за 1 кг?

Практика показывает, что тема «проценты» вызывает очень серьезные затруднения у школьников. Это тест не столько на знание алгоритма решения задач на проценты, сколько на глубокое понимания сути, что же такое процент.

            Проверяющие не только оценивают сам факт выполнения задания, но и отслеживают, в чем именно ошибся ученик, «выявляют проблемы». Руководствуясь при этом совершенно справедливой идеей, что если ученик путает площадь с периметром, делимое с делителем, «теплое с круглым», условно говоря, то с математикой он скорее всего не дружит. Таким образом, этот экзамен довольно объективно тестирует не только знание материала, но и общий уровень математической культуры.

            Устный экзамен по математике в лицее «Вторая школа» – это решение нестандартных, логических задач. Устный он в том плане, что, решив на листочке все предложенные задачи или часть задач, ученик лично общается с экзаменатором, имея возможность объяснить ход своих мыслей, логику рассуждений. Это позволяет присмотреться к ребенку, составить о нем личное представление. Иногда наводящими вопросами направить на правильный путь, если задача уже почти решена, и ученик запутался в каком-то пустяке.

            Кстати, такое разделение вступительных испытаний на базовую (письменную) часть и олимпиадную (устную) – практикуют и в других школах, например, в 179.

 

Руслан Александрович - репетитор по математике


тел. моб. 8 (495) 642 42 50. Звонить можно до 23:00.

 тел. дом. 8 (499) 723 68 84. Звонить можно до 23:00.

 тел. моб. 8 (925) 642 42 50. Звонить можно до 23:00.

E-mail: mosrepetitor@mail.ru