Статьи моих коллег / Советы репетитора: Подготовка к экзамену по обществознанию


Подготовка к экзамену по обществознанию

Считается, что ЕГЭ трудно выдержать. (Не будем забывать, что экзамены, если говорить правильно, не сдают, а выдерживают.) Считается, что это наиболее передовая форма экзамена. Чтобы с этим согласиться, надо не знать, что этот тестовый экзамен изобрели в США для афроамериканских детей, которые с непривычки не могли учиться на равных с другими. Надо никогда не отвечать в школе «у доски», не смотреть ничего содержательнее «Дома 2», ничего не писать умнее SMS-ок.

Настоящий экзамен – устный в виде беседы по всему материалу, как это существует в некоторых вузах, в том числе за рубежом – в Кембридже и Оксфорде. Это и есть норма. Поэтому не стоит думать, что материал сложен для понимания, дети перегружены «лишними знаниями» и т.п. Трудность экзамена не в этом. Она в некорректных формулировках и вопросах, в доведении учебного материала до примитивных штампов, в невнятности языка учебников, в общей ориентации преподавания на недоумка. Если вы решили идти вверх, это надо преодолевать.

Опыт подготовки к экзаменам свидетельствует, что следует не натаскивать на ЕГЭ, а осваивать предмет, овладеть им настолько, чтобы свободно рассуждать на его темы. Надо подниматься выше уровня ЕГЭ. Реальное содержание знаний, которое для него требуется, если убрать словесную шелуху из учебников, очень не большое. Хотя содержание некоторых школьных учебников даже до него не дотягивает.

А в лучших вузах существуют пока что собственные экзамены по обществознанию (как и по другим профильным предметам). Их уровень по необходимости выше. Он предполагает гораздо больше знаний, эрудиции, способности самостоятельно мыслить и грамотно излагать свои доводы.

То же самое относится к олимпиадам. Даже при скромных познаниях ими не стоит пренебрегать. В олимпиадах, как известно, главное не победа, а участие. Олимпиада познакомит вас с вузовским уровнем, после которого ЕГЭ уже не покажется таким страшным.

Во время подготовки не рассчитывайте на интернет, читайте книги. Всё, что есть в интернете, попадает туда только из книг. Книга отвечает за своё содержание, хотя бы добрым именем автора и имиджем издательства, а интернет ни за что не отвечает.

Возьмите несколько пособий и читайте их параллельно по одним темам. Одно из них можно сделать главным, а в других подчёркивать дополнительные сведения. Надо при этом учитывать, что одни и те же темы могут немного по-разному называться или входить в разные разделы. Сориентируйтесь. Так вы увидите предмет с разных сторон и познакомитесь с разными его трактовками.

Помимо своей книги, Павлов С.Б. Пособие по обществознанию Серия Домашний репетитор М., Айрис, 2011 (не считая его предыдущих изданий, начиная с 2007 г.) я рекомендую Словарь по обществознанию под ред. Ю.Ю. Петрунина (МГУ), который ежегодно переиздается, Словарь по обществознанию Лопухова (издаётся Айрис). Отдельно по разделам Право особенно подробны пособия Арбузкина, Кутафина, Марченко (юридический факультет МГУ и МГЮА). Есть и другие. То, что вы не найдёте в одной книжке, вы найдёте в другой. Даже очень хорошие пособия дополняют друг друга.

После первого поверхностного усвоения материала не следует повторять его от начала до конца бесконечное количество раз. Иначе в какой-то момент вы начнёте не затверживать сведения в своей памяти, а выветривать их из неё. Есть такой эффект. Темы усваиваются избирательно. Поэтому при повторах сконцентрируйтесь на плохо запоминающемся. И чем труднее оно воспринимаются, тем больше материала по нему следует читать и тем больше времени на него тратить. Если же вы будите минимизировать информацию по непонятной теме, как это по неопытности делают, ваша память не сохранит даже такое маленькое их количество.

Эссе – отдельная тема (лучше скажем – сочинение). Пишите его регулярно, нормально по разу в неделю, и за ограниченное время, для начала за час – полтора, в объёме один страничный разворот. В идеале писать такое сочинение за 30 минут.

Преподаватели в школах дают разные рекомендации плана сочинения, в основном из расчета на полную неспособность своих учеников. Я рекомендую вот что.

Сначала объясните смысл высказывания, на тему которого вы пишите – «автор считает…, имеет в виду…, утверждает… и т.п. вводные обороты. (Самая распространённая ошибка, надоевшая проверяющим ещё больше, чем их корявый почерк, это непонимание темы.)

Потом обозначьте собственную позицию – я считаю…, думаю…, полагаю… и т.п. вводные обороты. Согласен, не согласен, а лучше всего, согласен с оговорками. (Вас труднее будет обвинить в отсутствии собственного мнения, а такое бывает).

Потом развиваете свою мысль. При этом вы должны использовать теоретические аргументы (с обществоведческой терминологией), примеры из реальной жизни, из истории. В заключении вы должны придти к заявленной вами позиции. Не плохо сказать несколько слов об авторе высказывания, на тему которого вы пишите.

Обязательно обратите внимание на критерии оценки эссе в тестах ФИПИ! Давайте их кому-нибудь на прочтение, лучше нескольким разным взрослым людям и послушайте их мнения. Сохраните свои сочинения и перечитайте их месяца через 4 или 6. Тогда их недостатки будут гораздо лучше видны вам.

Когда берёшься писать, в голове сначала вообще ничего нет, или, что реже, наоборот, фонтан идей. Надо сначала изложить в виде тезисов (не более одного-двух предложений каждый) всё, что пришло на ум, причём, не заботясь о порядке. Потом навести этот порядок, т.е. расставить идеи друг за другом в соответствии с их смысловой зависимостью. Развёрнутое изложение этих тезисов и составит ваше сочинение.

О стиле думайте в последнюю очередь. Сочинение должно быть написано хорошим русским литературным языком. (Проверяющие очень устали от косноязычия, неграмотности, двусмысленности речи школьников.) Для совершенствования письменной и устной речи я рекомендую пособия Д.Э. Розенталя, лучше всего «Говорите и пишите правильно по-русски», издательства Айрис. Тема сочинения должна быть раскрыта!

Тренировочные тесты надо осваивать параллельно. Для этого подходят почти исключительно тесты, издаваемые ФИПИ. Есть только два приемлемых варианта их издания – Разработано ФИПИ или Одобрено ФИПИ. Всё остальное – разные формы недобросовестной рекламы. ФИПИ, Федеральный институт педагогических измерений, разрабатывает тесты ЕГЭ и отвечает за них. Только его материалы адекватны тому, что дети встретят на экзамене. Полезно использовать вузовские экзаменационные материалы прошлых лет, которые они издают или выставляют на своих сайтах.

На экзамене как можно меньше общайтесь с окружающими. Не замечайте ничего и никого, по возможности не стойте долго в очередях и в коридорах. Всё это действует на нервы. Чем быстрее вы попали за парту, тем лучше. Не пытайтесь ответить на все вопросы теста непременно последовательно: отвечайте сначала на простые, во второй и даже третий приём на сложные. Тогда на трудные задания останется больше времени.

На апелляции ничего не бойтесь. Не слушайте тех недобросовестных учителей, которые, боясь рассердить начальство, советуют не ходить на апелляцию. Лучшие преподаватели как раз рекомендуют это делать.

Как правило, для апелляции всегда есть повод или почти всегда. Это вынужденная процедура, воспринимайте её как продолжение экзамена. Вы должны доказать, что ваши ответы соответствуют критериям правильного ответа. Изучите свою работу, когда её выложат на официальном сайте в интернете, и подготовьтесь. Не спорьте по тому, в чём ошиблись, спорьте в тому, где вы правы. Оспаривать постановку вопроса, какой бы дурацкой она ни была, вы, к сожалению, не имеете права.

Вам представят вашу работу и сводку правильных ответов. В части «А» и «В» вы будете сверять правильно ли машина прочитала ваши ответы. Бывают технические ошибки, когда машина заглючила или когда вы обозначили свой ответ хоть и правильно, но не по форме! В этих случаях надо настаивать.

В части «С» речь пойдёт по существу. Это, как правило, главная тема спора. Начинайте вежливо. Все апелляции моих учеников, кроме последней летом 2013 г., были успешными. Они выбивали т.н. первичные баллы. А в этот последний раз повезло только одному – он добился пересмотра оценки ответа, в котором допустил техническую ошибку. У «экспертов» на апелляции установка всем отказывать. Прежде это преодолевалось, особенно если давали понять, что пойдут по инстанциям дальше. (Первая такая инстанция – начальник апелляционной комиссии.) В последний раз не помогло. Это наводит на мысль о том, что само министерство манипулирует результатами ЕГЭ. Но сдаваться не следует.

«Эксперты», выполняющие указание «не пущать», ведут себя по-разному, иногда весьма неприлично. В худшем случае они морально подавляют, затыкают рот, даже не дают разговаривать присутствующим родителям. Это, кстати сказать, противозаконно, т.к. родители законные представители своего ребёнка. И отстаивать его интересы не право их, а обязанность. «Эксперты» могут угрожать снизить оценку под предлогом того, что пересмотр оценки предполагает в том числе и её понижение. Это враньё. Ниже приводится выдержка из документа, по которому проводится ЕГЭ.

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 11 октября 2011 г. N 2451

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
68. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели.
Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
76. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и выставлении других баллов.
 

Отсюда видно, что удовлетворение апелляции не может предполагать понижение баллов! Даже при отсутствии прямого указания на это, понижение баллов противозаконно потому что это не предусмотрено утверждённым порядком (просто, слова там такого нет). И есть принцип: при возможности разных толкований закон трактуется в пользу человека. Этот документ, строго говоря, подзаконный акт, но принцип общеправовой. А подзаконный акт – источник права (в данном случае административного).

Может быть и такой вариант. Вам скажут, что добавят балл по одному ответу, зато снизят по другому, дескать проверяющий просмотрел. Не имеют права, а если считают, что имеют, предложите им это сделать. Терять нечего. Предложите им лично подписаться под этим. Кстати спросите их фамилии (их должно быть двое за столом). Ничего они вам не снизят и не заменят.

Внимание! С 2016 года закон изменен, и при апелляции могут снизить баллы! 

Я желаю вам успеха. Кандидат исторических наук, доцент Павлов С.Б.

Сергей Борисович Павлов - Репетитор по обществознанию и истории России

тел. 8-915-030-71-79. до 24.00

E-mail: sbpavlov@rambler.ru