Мои статьи / Репетитор о ЕГЭ по математике


Интервью с репетитором по математике Галкиным Русланом Александровичем о том, как успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ

Однажды моя добрая знакомая Марьяна Смелая, начинающая журналистка и очаровательная девушка, спросила меня, почему я до сих пор не написал статью о ЕГЭ. Тема активно обсуждаема, вокруг нее кипят страсти, а мнение человека находящегося на самом острие подготовки к экзаменам до сих пор не прозвучало. Я задумался, что же останавливало меня от написания сколько-нибудь развернутого опуса на эту тему. И понял, что вовсе не лень и не отсутствие внимания к заинтересованной аудитории двигало мною. Врожденное стремление досконально изучить вопрос, прежде чем высказываться по нему было тому причиной. Сейчас, когда наработан достаточный опыт подготовки к ЕГЭ, когда мои ученики успешно прошли через это испытание, пришло время поделиться с широкой аудиторией некоторыми соображениями. Я согласился дать Марьяне развернутое интервью на эту тему, а она в свою очередь любезно подготовила специальную редакцию этой беседы для сайта mosrepetitor.ru. Предлагаю вашему вниманию текст этого интервью, взятого 18 авуста 2011 года.

- Руслан Александрович, не могу не начать нашу беседу с традиционного вопроса. Как вы относитесь к самой идее ЕГЭ? Ни для кого не секрет, что отношение к этому нововведению в обществе крайне негативное. Только ленивый не ругает авторов этой новации. Что вы, как опытный репетитор, думаете по этому поводу?

- Видите ли, Марьяна, я как профессионал, в первую очередь был озадачен технологической стороной вопроса. Мне было очень важно разобраться в логике самого экзамена, особенностях выставления оценок, акцентах, расставленных в тестируемом материале. Мои ученики, первыми брошенные в горнило эксперимента, ни в коем случае не должны были пострадать от того, что никто толком не знал к чему и как готовить. Огромной проблемой было собрать тренировочный задачный материал. Я буквально по крупицам добывал его. Это занимало практически все мое свободное время. Это сейчас, слава Богу, ФИПИ и МИОО издали достаточно материала, как в виде вариантов, так и - оформленного в виде тематических подборок. Поэтому, пока не была решена главная задача - освоить свалившуюся на нас новацию так, чтобы иметь возможность эффективно готовить к этому экзамену, оценка в категориях «добро» и «зло» была для меня совершенно не актуальна. Конечно, необходимость выполнять дополнительную работу по корректировке программ подготовки абитуриентов и школьников радости у меня не вызывала и авторов реформы я поминал не самыми добрыми словами.

- Ну, а все-таки, если отвлечься от трудностей перехода, введение ЕГЭ это шаг вперед или назад?

- В самой идее объединения выпускного и вступительного экзаменов заложена попытка «впрячь в одну телегу коня и трепетную лань», что не очень продуктивно. Уровень подготовки по математике выпускника сельской школы или «человека с гуманитарным складом мышления» и абитуриента мехмата МГУ - это не просто «две большие разницы», это несколько порядков. Соответственно, и измеритель этих уровней не может быть единым. Вы же не будете конструировать весы, одинаково пригодные для взвешивания груженых фур и крохотных бриллиантов. Для этого нужны разные инструменты с разными пределами шкал и разной точностью измерений.
Это противоречие привело к тому, что ЕГЭ тоже имеет две шкалы: одна для оценивания базовых знаний (часть В), а другая для проверки углубленного знания математики (часть С). Будучи сведены в рамках одного экзаменационного варианта, эти части конфликтуют, мешают друг другу. Причем, если слабый ученик может просто проигнорировать группу С, то сдающий математику как вступительный предмет вынужден тратить время и силы на аккуратное решение детсадовских задач и только после этого приступать к собственно конкурсной части. На мой взгляд, разница между этими частями настолько велика, что объединение их в одном экзаменационном билете выглядит странным и надуманным.
На это пошли, объясняя, что, лишив вузы возможности влиять на процедуру приема, удастся побороть коррупцию. На практике же оказалось, что точки тестирования из приемных комиссий вузов рассыпались по всей стране, где следить за соблюдением чистоты процедуры оказалось невозможно. К чему это привело, вы прекрасно знаете. Истории об абитуриентах со 100 баллами по русскому языку и не способными правильно написать свое имя в анкете у всех на слуху.
По сути группа С в варианте ЕГЭ не хуже и не лучше традиционного варианта в какой-нибудь экономический или технический вуз. На мой взгляд, многоват удельный вес геометрии. А заданий по алгебре мало. В результате этого С3 пришлось делать чрезмерно «навороченной». Две геометрические задачи можно было бы разбавить бОльшим количеством алгебраических задач. Это позволило бы более объективно оценить знания абитуриента. Ибо ошибка в сложном логарифмическом неравенстве (С3) фатально уменьшает шансы экзаменуемого, а вдруг он иррациональное неравенство успешно бы решил. В эпоху до ЕГЭ вариант в Плехановку содержал 10 задач на разные темы. Я сам сдавал вступительный экзамен в МАИ в 1987 году. Так вариант содержал 6 задач, а пятерка ставилась за 5 правильно решенных. Мне кажется, это более объективная оценка качества абитуриентов.
Но увеличение количества собственно вступительных задач невозможно из-за наличия простой, но объемной части В. Это то самое противоречие между аптекарскими весами и устройством для определения массы фур.
И все же главные претензии к ЕГЭ лежат не в форме варианта, а в трудно разрешимых организационных проблемах объективности и честности тестирования.

- Ну хорошо, мне не удается перевести разговор в общественно-политическую плоскость, давайте поговорим о том, что вам ближе, о практике подготовки к ЕГЭ.

- Тем более, что для школьников и их родителей неизмеримо важнее имеено вопрос, как подготовиться к ЕГЭ.

- Скажите, за сколько времени вы беретесь подготовить к ЕГЭ по математике?

- Марьяна, за сколько вы выучите китайский язык?

- Смотря, до какого уровня.

- Вот именно. В запросе некоторых родителей часто звучат слова «натаскать на ЕГЭ». Мне, честно сказать, не очень по душе такой подход. Однако как раз в случае с ЕГЭ возможность такая есть. Группа В представляет собой широкий, но ограниченный спектр заданий. Смышленый и не запущенный ученик способен за обозримый срок прорешать большинство типовых задач, поймать их логику и достойно написать часть В. В 2011 году за правильно решенные 12 задач группы В можно было получить 56 тестовых баллов. Если начать готовиться в сентябре, то за один учебный год этих результатов вполне можно добиться. Конечно, это не результат для поступления в вуз, где требуется математика.

- А за полгода можно?

- А за три месяца?

- Ну да, а за три месяца?

- Дальше начинается поле «смотря до какого уровня». Можно и за месяц попытаться что-то быстренько накидать в голову. Чем меньше времени, чем медленнее усваивает ученик, тем меньший объем материала будет проработан. Чудес не бывает. «Больших 7 шапок из овцы не сделаешь никак». Родители, пытающиеся сэкономить и оттягивающие начало подготовки на вторую половину учебного года просто обманывают себя. Каждый пропущенный месяц - это мощный пласт не разобранных, не решенных, просто не увиденных учеником типов задач. Где гарантия, что-то из того, что могли, но просто не успели рассмотреть, не попадется на экзамене?

- Это мы говорим только о части В?

- Да, Марьяна, это то, на что можно «натаскать». Группа С - это полноценный вступительный вариант, скорее даже отягощенный по сравнению с прежними. Здесь «натаскать» не получится, чтобы там ни говорили в колл-центрах посреднических сайтов. Требуется глубокая проработка материала, достаточное освоение теории, ибо простое зазубривание ходов решения мало эффективно, слишком велико количество вариантов. Надо понимать логику и конструировать решение под каждую конкретную задачу. А это требует глубокого погружения в тему, что возможно лишь после решения достаточного количества тренировочных задач и наличия времени на укладывание всего этого в долгосрочную память. Хочу обратить внимание, что в основном при решении задач группы С используется материал, который изучается в 10 и 11 классах. То есть человек впервые сталкивается с тригонометрическими уравнениями и неравенствами, логарифмами, производными, а нужно быстро усваивать новый материал и тут же использовать полученные знания. Это непростая и амбициозная задача даже, если нет серьезных пробелов в прошлом. Мне же часто приходится работать с 11-классниками, которые скобки раскрывать не умеют, да что там, таблицу умножения не знают.
По хорошему, математику запускать не надо. Начиная работать с восьми- или даже семиклассниками, репетитор сумеет добиться хорошего усвоения текущего материала, что позволит в 10 и 11 классах сосредоточиться не только на качественной проработке важного и непростого для понимания материала, но и на подготовке собственно к ЕГЭ.

- А что это такие разные процессы? Вы же сказали, что в заданиях используется как раз материал 10 и 11 классов?

- Безусловно, есть разница между задачами на освоение и закрепление текущего материала и тренировочными задачами ЕГЭ, где порой приходится творчески применять полученные знания из различных разделов математики. Это разные методические задачи и репетитору необходимо время на проработку и того и другого.

- Расскажите, пожалуйста, по каким учебникам или задачникам вы готовите. Вы упоминали, что были проблемы с методическими пособиями.

- Если говорить об отработке важнейших навыков и получении фундаментальных знаний, то я продолжаю опираться на свой авторский задачник, который я составил, обобщив свой многолетний опыт подготовки абитуриентов в ведущие экономические и технические вузы. Объем и качество знаний, необходимые для успешного выполнения заданий группы С не зависят от формы экзамена. ЕГЭ это или вступительный экзамен в вуз. Это то, что просто необходимо знать и уметь. Я использую многие учебники и задачники для углубленного изучения математики. Это всем известные: Галицкий М.Л., Шарыгин И. Ф., и другие менее известные, но не менее толковые книги.
Что касается отработки задач, характерных для вариантов ЕГЭ, то сейчас, слава Богу, книг достаточно. Задания группы В очень удобно отрабатывать по рабочим тетрадям, изданным МИОО. По брошюрке на каждую задачу с В1 по В12. В книжных магазинах их легко найти по желто-зеленой цветовой гамме, а еще это серия, и они занимают много места, их легко увидеть. В одну книгу задачи группы В включены в сборнике «ЕГЭ 3000 задач с ответами» под редакцией Семенова А.Л. и Ященко И. В. Для отработки базового уровня это очень толковые книги.
Для работы с задачами группы С существует серия, изданная МИОО также по брошюре на каждую задачу с С1 по С6, сиреневые книжечки, хорошо узнаваемые в книжных магазинах. Авторы Сергеев И. Н., Панферов В. С., Смирнов В. А. и др. Я перечислил только часть из используемых пособий.
В процессе подготовки с моими учениками мы, конечно же, решаем реальные варианты, предлагавшиеся в прошлые годы в качестве диагностических и тренировочных работ. Кое-какой банк вариантов я накопил.

- Как проходит ваш типовой урок?

- Видите ли, Марьяна, типовых уроков не бывает. Типовым может быть только каркас, идея. Проверка домашнего задания, разбор задач, в которых ученик допустил ошибки или которые не смог решить, изучение новой темы, решение тренировочных заданий на этот новый материал, формирование нового домашнего задания. На практике очень многое зависит от особенностей каждого ученика. В этом и заключается преимущество работы с репетитором, что есть возможность строить занятие, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, темп усвоения материала, особенности восприятия материала, психологический рисунок личности. Кто-то полностью и практически без ошибок выполняет домашнее задание, а для кого-то подробный разбор «домашки» является прекрасной возможностью повторить и закрепить усвоенное на прошлом занятии. Для одного изучение новой темы включает в себя автоматическое повторение уже пройденного, а для другого надо организовывать специальные уроки повторения пройденного некоторое время назад материала. Кто-то легко осваивает тригонометрию, а для кого-то степени вызывают серьезные затруднения. (Как-то вот душа противится этому понятию.) Поэтому, придерживаясь вышеприведенной общей канвы, каждое занятие я провожу как некий живой, саморазвивающийся процесс. Самым серьезным ограничителем является план прохождения материала, который диктуется календарем и количеством занятий в неделю.

- А сколько раз в неделю стоит заниматься?

- Опять-таки, это штука индивидуальная, но на практике чаще всего один-два раза в неделю.

- Можно ли самому подготовиться к ЕГЭ?

- А можно самому себе вырезать аппендикс? Наверное, можно, но поверьте столь же хлопотно и рискованно.

- А как же сборники «ЕГЭ без репетитора», «Сам себе репетитор» и т. п.?

- Скажите, Марьяна, когда вам надо переустановить «Windows», вы покупаете книгу и шаг за шагом выполняете все инструкции, или как-то иначе поступаете?

- У нас в редакции есть один мальчик, Леша, он очень хорошо понимает в компьютерах, я обычно к нему обращаюсь.

- Каждый должен заниматься своим делом. В преподавании ничто не способно заменить личного общения ученика с учителем, персонально к тебе обращенного объяснения, возможности задать вопрос, когда что-то не получается, и тут же получить ответ. Но есть, конечно, любители почитать «Как самому перебрать карбюратор?» «Как самому собрать звездолет?» ...

- Что вы думаете о группах подготовки к ЕГЭ, созданных при различных образовательных центрах?

- Честно говоря, ни разу не видел ни одного человека, который бы реально на эти курсы ходил. Но, думаю, что при грамотно выстроенной программе, можно осуществлять некий переток знаний и таким способом. Дисциплинированный и усердный ученик в этом случае, безусловно, чему-то научится. Но это те же групповые занятия, с присущими им недостатками. Индивидуальная работа с репетитором - это как езда на личном автомобиле, а групповые занятия - это автобус в час пик. Выбирайте, соизмеряя свои желания со своими возможностями.

- Ну, хорошо, а школа, разве она не должна как раз и готовить к ЕГЭ? Некоторые школьные учителя прямым текстом говорят родителям, что только они знают, что именно будет на ЕГЭ, и никакие репетиторы не подготовят детей лучше.

- А некоторые сектанты говорят, что только они знают истину, а все остальные заблуждаются. Если серьезно, то школа выполняет важнейшую функцию по постановке рамок и созданию внешней мотивации. Требовательный школьный учитель чрезвычайно полезен для успеха моей работы. Далеко не все школьники обладают мощным внутренним устремлением заниматься математикой. И школьный учитель, обладающий контрольной и карательной функцией, являющийся, если угодно, представителем государства, предъявляющего к своим юным гражданам некие требования, является необходимым элементом, создающим дополнительные стимулы. В этой роли школа очень полезна. Школьный учитель делает запрос, ставит задачу, создает проблему. А репетитор помогает школьнику эту задачу решить, эту проблему преодолеть, помогает освоить новые инструменты. Вот такой тандем.

- «Добрый» и «злой» следователи.

- Ну, что-то в этом роде. Роли распределены, и чем лучше каждый исполняет свою, тем лучше результат ученика.
Что касается сокровенного знания «того, что будет в ЕГЭ», «тоже мне бином Ньютона», материал открытый - работай, обощай, собирай варианты, группируй их в задачники. Только, как правило, именно школьным учителям этим как раз и нет времени заниматься. Это репетитор, кровно заинтересованный в качестве своей работы и просто любящий свое дело имеет время, силы и желание перелопатить весь этот материал и методически грамотно преподнести это ученику. У меня была ученица, с которой мы начинали готовиться к очередной тренировочной работе, а ее школьная учительница, увидев мои брошюрки с вариантами, спохватывалась и «вспоминала», что через неделю пришлют эту самую очередную работу и неплохо бы подготовить к ней класс. К сожалению, чаще бывает именно так.

- Мне бы еще очень хотелось поговорить о ГИА, эта тема волнует многих.

- Давайте так сделаем, Марьяна, о ГИА мы проведем отдельную беседу, чтобы не делать материал совершенно неподъемным.

- Тогда и про ЕГЭ по физике поговорим? Вы ведь и физику преподаете?

- Да, конечно. Математика и физика - мои профильные дисциплины. Это действительно тема для отдельного разговора, не будем комкать.

- Благодарю вас за содержательную беседу.

- Вам спасибо за интересные вопросы.

18 августа 2011

Репетитор по Математике и Физике.
• Все виды помощи школьникам, абитуриентам, студентам.
• Качественное освоение школьной программы, ликвидация пробелов, разъяснение сложных и непонятных тем.
• Подготовка в вузы, колледжи, лицеи, классы с углубленным изучением точных дисциплин.
• Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
• Студентам - высшая математика.

За годы репетиторской практики (я работаю с 1993 г.) мною наработана уникальная методика преподавания точных дисциплин, накоплен большой объем задач, предлагавшихся на экзаменах в ведущие экономические и технические вузы.
Мною постоянно совершенствуется методика подготовки к ЕГЭ по мере накопления базы вариантов и осмысления результатов ранее проведенных экзаменов.
Оказывая помощь отстающим школьникам, я оптимально сочетаю работу по освоению текущего материала с выявлением и проработкой базовых пробелов в знаниях, что позволяет достаточно быстро сориентировать учащегося в актуальном материале и постепенно формировать структуру базовых знаний.
Мои уроки отличает доступность объяснений самого сложного материала, наличие хорошего контакта с учеником.
Занятия индивидуальные.Я выезжаю на дом практически в любой район Москвы.

Руслан Александрович.

тел. моб. 8 (495) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. моб 8 (925) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. дом 8 (499) 723-68-84 . Звонить можно до 23:00.

E-mail: mosrepetitor@mail.ru.