Мои статьи / Когда лучше начинать регулярные занятия с репетитором?


В каком классе лучше начинать регулярно заниматься с репетитором?

            Родители часто задаются вопросом: "Когда лучше всего начинать регулярные системные занятия с репетитором по математике?"

            Естественно, речь не идет о ситуациях, когда помощь репетитора необходима срочно в силу обстоятельств: ребенок не успевает в школе, есть потребность улучшить оценку, слабый школьный учитель, попытка поступить в более сильную школу или перевестись в более сильный класс. В этом случае надо обращаться к репетитору сразу же, и решать проблемы, не ожидая, когда они накопятся и перейдут на качественно новый уровень.

            Сейчас я имею в виду формирование математического мышления, систематизацию материала, построение целостной логичной картины знаний, умений, навыков в спокойной обстановке и без цейтнота.

            По моему субъективному мнению, особое, рубежное значение имеют 7-8 классы. В 7 классе ребенок сталкивается с разделением математики на алгебру и геометрию.

            Геометрия не просто новый предмет, это предмет обладающий совершенно непривычной логикой, структурой и непривычным набором требований. Даже отличники с трудом свыкаются с необходимостью письменно, развернуто ("Мы что русским языком занимаемся?"), соблюдая законы логики, подробно расписывать доказательства, казалось бы, очевидных вещей. Странно и необычно, когда результатом твоих усилий является не число ("Сейчас быстренько посчитаем!"), а логический вывод. ("Прямые параллельны. Что и требовалось доказать. А то так это не видно?!) Я сам за свою первую четверть по геометрии (тогда это был 6-й класс) получил "четверку". Для меня это стало результатом растерянности именно перед новым форматом требований. Помощь хорошего репетитора в это время по истине бесценна.

            Очень хорошо, когда пришедший домой семиклассник, ошеломленный всей этой свалившейся на него непривычностью нового предмета, сможет снять все вопросы в спокойной, доброжелательной атмосфере, беседуя с репетитором. Репетитор дает бесценную возможность для полноценного двустороннего взаимодействия, когда возникший вопрос не надо запоминать, чтобы задать его учителю в конце урока или в конце объяснения. Можно спросить сразу же, прямо в ходе решения задачи или слушая объяснения.

            Непривычная формулировка задач ("докажите, что через эту точку можно провести не более одной прямой...") требует решения бОльшего количества задач, нежели это возможно в школе. Репетитор легко может обеспечить это и перевести задачи по геометрии в разряд привычных. Чем раньше это произойдет, тем быстрее выправится успеваемость, и изучение геометрии перейдет в штатный, спокойный режим.

Однако не стоит думать, что новизной отличается только изучение геометрии, что алгебра - это продолжение математики 6 класса. До революции в начальной школе преподавали Арифметику. Я понимаю логику советских педагогов, изменивших название. И в начальной школе, и в 5-6 классах изучается много разделов, выходящих за рамки простого обучения счету, вычислениям и числам как таковым. Например, понятие о площадях и объемах, уравнения, знакомство с отрезками и углами.

Однако лейтмотивом обучения математики с 1 по 6 класс все же является формирование вычислительных навыков. Сначала детей учат всем возможным действиям с целыми числами, потом радуют десятичными и обыкновенными дробями и наконец под занавес открывают тайну существования отрицательных чисел. После этого считается, что вычислительный аппарат сформирован, и ученик может постигать математику, с легкостью применяя полученные знания. На поверку же оказывается, что при подготовке к ОГЭ в 9 классе, самыми трудными заданиями является на "посчитать дроби" и "вычислить проценты".

Кстати, очень хорошо после 6 класса провести с репетитором блок занятий по выявлению и устранению пробелов в вычислительных, арифметических навыках. Начиная с 7 класса, действия с обыкновенными дробями, процентами, отрицательными числами - больше не являются предметом изучения в школе, учителя будут только требовать грамотно применять эти знания.

Начинающаяся в 7 классе алгебра, несмотря на гораздо большее количество привычных понятий и форм, тоже несет в себе свою особую логику. Алгебра - это действия с буквами. А это уже требует более высокого уровня абстрактного мышления. Это не конкретные 2 + 3, это a + b. И в зависимости от значений будут складываться разные числа и получаться разные результаты. Для определенного процента учащихся сам этот факт совершенно не укладывается в голове и требует серьезных усилий для простого осознания. Такие ученики искренне веселятся, когда я им рассказываю, что человечество придумало алгебру, "чтобы было ЛЕГЧЕ решать задачи".

Однако программа рассчитана на усредненного школьника, и на ученика сразу же проливается поток буквенных выражений и формул, которые надо выучить и интенсивно и уверенно ими манипулировать. Одной из задач репетитора по математике является понять характер испытываемых учеником затруднений и помочь в преодолении в том числе и психологических барьеров.

Очень здорово, если в этот непростой год рядом с учеником будет хороший репетитор, который поможет сгладить острые углы и даст почувствовать ученику, что его проблемы не уникальны, что суть его затруднений понимают, что "науке это известно" и "выход есть".

Руслан Александрович.

тел. моб. 8 (495) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. моб 8 (925) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. дом 8 (499) 723-68-84 . Звонить можно до 23:00.

E-mail: mosrepetitor@mail.ru.