Мои статьи / Репетитор о сегодняшнем уровне школьного образования


Галкин Руслан Александрович

Репетитор о сегодняшнем уровне школьного образования

Дрейф в сторону невежества

Как репетитор, практикующий много лет, я имею возможность практически каждый день отслеживать уровень преподавания математики в школе. За последнее время у меня накопился обширный материал, позволяющий сделать некоторые обобщения.

Я отнюдь не любитель поддерживать традиционный обывательский треп на темы: «Куда мы катимся?» «Развалили страну!» «Раньше и небо было синее, и солнце ярче!» «Через одно-два поколения человечество встанет на четвереньки и отбросит даже палку-копалку!» Однако наблюдения за образовательным, общекультурным, и, собственно, математическим уровнем современных школьников наводят на печальные размышления и оправдывают самые пессимистические прогнозы про четвереньки и палку-копалку.

У меня как репетитора достаточно много учеников, которых я просто «подтягиваю» –помогаю осваивать школьную программу, а не готовлю к амбициозному экзамену. Понятно, что ожидать от них высокого уровня подготовки не стоит. Поскольку таких учеников довольно много, есть риск видеть ситуацию в несколько более черных тонах, чем она есть на самом деле.

Однако целый ряд фактов говорит о том, что дрейф в сторону невежества – это не субъективное ощущение репетитора, а общенациональная тенденция, с весьма неприятными последствиям которой уже в скором времени мы все рискуем столкнуться.

Первый звоночек для меня прозвучал несколько лет назад, когда я встретил свою школьную знакомую. Она рассказала, что дочь ее одноклассницы сейчас учится в нашей школе у той же учительницы математики, что и обе мои знакомые. Надо сказать, что эта учительница в наше время была культовой фигурой, считалась самым сильным предметником, и родители стремились отдать своих детей к ней в класс. (Собственных впечатлений о ее преподавании не имею, сам у нее не учился. Просто знаю ее как достойного человека.) Так вот, наблюдая за подготовкой своей дочери, знакомая делает вывод, что «нам материал давали раз в десять полнее и лучше». Разговор этот состоялся лет восемь назад. Но уже тогда деградация системы среднего образования была очевидна. Помню, после разговора я подумал, что вот они, плоды тяжелых для системы образования лет: даже у наиболее талантливых учителей опускаются руки. За последние годы ситуация стала еще более сложной.

Кто завтра придет работать на АЭС?

Общеизвестно, что для появления великих ученых необходима научная среда. То есть, чтобы появился гений, надо, чтобы в науке работали сотни тысяч толковых середнячков, общий уровень которых достаточно высок. Аналогичная ситуация в образовании. Чтобы вырастить десятки настоящих талантов, необходимо, чтобы система воспроизводила миллионы приемлемо подготовленных ребят, которые никогда не станут ни математиками, ни инженерами, но которые достойно освоили некий образовательный минимум. Вот это базовое звено и оказалось разрушенным за последние годы. Я знаю целый ряд учебных заведений, дающих математику на чрезвычайно высоком уровне, но массовая математическая подготовка не выдерживает никакой критики.

Похоже, это становится общенациональной проблемой. Эксперты бьют тревогу, что амбициозные планы технологического перевооружения страны, разрабатываемые президентом и правительством, будут сорваны банальной нехваткой квалифицированных кадров. (Это на должности московских дворников можно завести среднеазиатских гастарбайтеров. А на должность инженера или технолога на АЭС?) Еще несколько лет – и удваивать ВВП будет просто некому.

В одном из лучших деловых журналов («Эксперт» № 11(552), 2007 г.) проблеме дефицита кадров для реализации технологических проектов в масштабах России посвящена статья с характерным названием «Осталось пять лет». Позволю себе цитату из печатной версии издания:

«Наблюдается тотальное снижение уровня подготовки даже в лучших вузах страны. Во многом это предопределено низким уровнем выпускников средней школы. Алексей Дуб, возглавляющий профильную кафедру Московского института стали и сплавов и преподающий в еще нескольких московских вузах, признает, что вынужден адаптировать экзаменационные билеты к современному уровню знаний студентов. Из-за слабой школьной подготовки они не способны воспринимать институтские курсы.

… А по мнению декана одного из факультетов Московского института электроники и математики Бориса Львова, складывается впечатление, что физику и математику в школах просто прекратили преподавать: «На подготовительные курсы приходят школьники, не умеющие обращаться с дробями. Мы вынуждены их всех дотягивать».

Даже в лучшие для отечественного образования годы наблюдался очевидный разрыв между высочайшими требованиями к математической подготовке абитуриентов в ведущих вузах и общим школьным уровнем преподавания, о котором мы сейчас горюем. Высочайший уровень преподавания в советских вуза, явно диссонирующий с довольно скромным средним уровнем школьного преподавания (нас всех готовили к ПТУ, если вы помните), связан именно с деятельностью репетиторов. Именно репетиторы позволяли не снижать планку требований на вступительных экзаменах, заполняли возникающий вакуум и соединяли две ступени образования в непротиворечивое целое.

Если нехватка технологических кадров может показаться головной болью только руководства страны, то падение уровня математической культуры, размывание рационального, научного взгляда на мир и, как следствие, одичание общества напрямую влияют на качество среды, в которой живем мы и будут жить наши дети. Общекультурная деградация, разрушение мотивации к познанию, к творчеству у молодого поколения – это то, с чем сталкиваются родители уже сейчас. И бьют тревогу.

Потерянное поколение

Способность обучаться, осваивать новое у человека максимальна в самые первые месяцы жизни и дальше только уменьшается, причем довольно быстро. Если упустить драгоценное время детства-отрочества-юности и не научить молодого человека мыслить, не дать ему достаточно знаний умений, навыков, фактов для анализа, то наверстать это потом будет просто невозможно. Известно, что дети, воспитанные дикими зверями, а потом возвратившиеся к людям, не в состоянии научиться ни ходить на двух ногах, ни говорить. Время, отведенное на обучение этим сверхсложным процессам, безвозвратно упущено. Это реальный механизм формирования действительно «потерянного поколения», интеллектуально потерянного.

Государственное образование – система крайне инерционная. И даже если необходимые меры начнут принимать немедленно, то ситуация будет выправляться десятилетиями. Многое упирается в кадры. Отучить человека хорошо работать очень легко, а обратный процесс часто бывает просто невозможен. Тем более, что содержание этих самых необходимых мер до сих пор является предметом спора для государства и общества. Сам вопрос «Что необходимо делать с системой образования?» еще даже внятно не сформулирован ни чиновниками, ни общественностью.

Что мы можем сделать уже сейчас?

Какие же меры мы можем предпринять сейчас сами, «не дожидаясь милостей от природы?» Что ответственные родители могут сделать уже сейчас?

На мой взгляд, получение качественного среднего образования сейчас уже абсолютно немыслимо без помощи хорошего репетитора. Таким образом, происходит изменение роли репетитора в образовательном процессе. Вместе с углублением знаний он берет на себя функции формирования той самой базы образования, с которой сейчас не справляется школа. Этот процесс сейчас активно идет. Многие родители называют это «полудомашним образованием». Ибо репетиторы по математике, русскому языку, английскому языку стали совершенно неотъемлемой частью среднего образования в социально успешных семьях, ответственно относящихся к будущему своих детей.

Нельзя упускать из виду и воспитательный момент. На формирование мировоззрения, мотиваций, на построение системы ценностей огромное влияние оказывает личный пример специалистов, работающих с ребенком.

Колоссальная деформация в системе ценностей, падение престижа образования, отрицание ценности знаний в молодежной среде, на мой взгляд, состоялись еще и в силу разлагающего примера низкого социального статуса школьных учителей. Школьный учитель – это первый «человек знания», «человек науки», с которым сталкивается ребенок в своей жизни. И от того, насколько притягателен и достоин подражания этот образ, зависит отношение ребенка к процессу познания вообще.

Обучение – тонкий сакральный процесс. Для его успеха Учитель должен быть способен удерживать на себе некоторую идеализацию. Чему бы ты ни учился у человека, успех будет сопутствовать, только если появляется желание в чем-то быть на него похожим, если его пример притягателен. Учитель вместе со знаниями как будто передает частичку себя, несет посыл: «Я поделюсь с тобой тем, чем я являюсь. Ты станешь в чем-то таким же, как я». Открыть душу навстречу такому призыву можно, только если перед тобой успешная, самодостаточная, социально реализованная, профессионально состоявшаяся личность, услуги которой востребованы обществом.

К сожалению, в настоящий момент школьный учитель не рождает желания пройти его путем и стать на него похожим. (Вспоминая свои школьные годы, замечу, что большинство учителей и прежде такого желания не рождало…)

Роль репетитора в получении качественного образования

Занятия с хорошим репетитором-профессионалом кроме ощутимого образовательного эффекта дают и колоссальный эффект в деле формирования правильного мировоззрения ученика. Работа с репетитором – это еще и общение с профессионально состоявшимся человеком, демонстрирующим обширные познания не только в узкоспециальной области, но и высокий общекультурный уровень. А также, что немаловажно, умеющим самостоятельно конвертировать эти знания в плоды успешной профессиональной деятельности. Именно такое общение формирует (часто подсознательно) представление о ценности знаний, превращает образование из непонятно кому нужной обязаловки в интересный творческий процесс, добровольно выбранный свободной креативной личностью. Согласитесь, это совсем иной уровень мотивации. Именно поэтому услуги репетитора-профессионала не могут стоить дешево. Попытка сэкономить на оплате может привести к вам неуверенную в себе, слабую личность с мышлением бюджетника. А оно надо?

Не очень подходят на роль репетитора и школьные учителя. Во-первых, постоянная работа с большой группой формирует специфический подход к преподаванию и не лучшим образом сказывается на качестве индивидуальной работы. А во-вторых… Знаете, несколько лет назад, когда в Москве начали открываться действительно качественные рестораны и наблюдался острый дефицит квалифицированных кадров, владельцы, как правило, предпочитали обучать новичков самостоятельно, «с нуля». А одним из условий приема на работу было отсутствие опыта работы в советском общепите.

Еще одним из критериев качества личности репетитора, на мой взгляд, является его умение самостоятельно продвигать свои услуги, что позволяет клиентам делать осознанный выбор. Специалисту, много и успешно работающему в любимой области, всегда есть что рассказать и увлекательного, и полезного. Сейчас многие репетиторы имеют свои сайты в Интернете. Информации много, можно читать и делать выводы. И, уж конечно, я бы с сомнением отнесся к разного рода посредническим сайтам с одним телефонным номером для «подбора репетиторов на любой вкус». (Возможно скоро появятся посредники, заочно подбирающие одежду.)

Удачи вам, господа, в деле выбора репетитора, являющегося не только высококлассным специалистом, но и Личностью с большой буквы.

1 июля 2007.

 

Репетитор по Математике и Физике.
• Все виды помощи школьникам, абитуриентам, студентам.
• Качественное освоение школьной программы, ликвидация пробелов, разъяснение сложных и непонятных тем.
• Подготовка в вузы, колледжи, лицеи, классы с углубленным изучением точных дисциплин.
• Подготовка к ЕГЭ и ГИА.
• Студентам - высшая математика.

За годы репетиторской практики (я работаю с 1993 г.) мною наработана уникальная методика преподавания точных дисциплин, накоплен большой объем задач, предлагавшихся на экзаменах в ведущие экономические и технические вузы.
Мною постоянно совершенствуется методика подготовки к ЕГЭ по мере накопления базы вариантов и осмысления результатов ранее проведенных экзаменов.
Оказывая помощь отстающим школьникам, я оптимально сочетаю работу по освоению текущего материала с выявлением и проработкой базовых пробелов в знаниях, что позволяет достаточно быстро сориентировать учащегося в актуальном материале и постепенно формировать структуру базовых знаний.
Мои уроки отличает доступность объяснений самого сложного материала, наличие хорошего контакта с учеником.
Занятия индивидуальные.Я выезжаю на дом практически в любой район Москвы.

Руслан Александрович.

тел. моб. 8 (495) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. моб 8 (925) 642-42-50. Звонить можно до 23:00.

тел. дом 8 (499) 723-68-84 . Звонить можно до 23:00.

E-mail: mosrepetitor@mail.ru.